Евгений Павлович Ильин,

доктор психологических наук,

профессор,

Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена.

 

                                                                                                      способы саморегуляции

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса—Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Мною, например, выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций.

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л. Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов использования контрфактического мышления (контрфактов). В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы..., то...». Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку» или: «Если бы я вчера не перелистал учебник, то я не получил бы на экзамене даже тройку». В первом случае студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.
Слушание музыки.
Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»). Вот как сумели взглянуть на трагическую ситуацию герои «Игроков» Н. В. Гоголя:
«Утешительный (держа Глова за руку с пистолетом): Что ты, что ты, брат, рехнулся? Слышите, слышите, господа, уж пистолет вздумал было сунуть в рот, а? Стыдись! ...Ты дурак просто, позволь тебе сказать. Ты счастья своего не видишь. Разве ты не чувствуешь, как ты выиграл тем, что проиграл?

Глов (с досадой): Что ж вы, в самом деле, меня уж за дурака считаете? какой тут выигрыш проиграть двести тысяч! Черт возьми!

Утешительный: Эх ты, простофиля! Да знаешь ли, какую ты этим себе славу сделаешь в полку? Слышь, безделица! Еще не будучи юнкером, ты уже проиграл двести тысяч! Да тебя гусары на руках будут носить.

Глов (ободрившись): Что ж вы думаете? У меня разве не станет духу наплевать на все это, если уж на то пошло? Черт побери, да здравствует гусарство!»

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. З. Фрейд выделил несколько таких защит:

Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки — и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.

Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

1) без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;
2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

— вдох носом — выдох носом;
— вдох носом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Г. Д. Горбунов рекомендует использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Индивидуальные особенности управления эмоциональным состоянием. Ф. П. Космолинский (1976) и А. К. Попов (1963) в зависимости от выраженности самоконтроля предстартового состояния выявили два типа людей. Первый тип с высоким уровнем самоконтроля не обнаруживал выход вегетативных показателей (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, дыхания) за пределы верхних границ физиологической нормы. У них качество выполнения заданий не снижалось. Второй тип с низким уровнем самоконтроля отличался нервно-эмоциональным напряжением, что внешне выражалось в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку к деятельности. Это сопровождалось вегетативными сдвигами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции, нарушением сна.

Подробно методы управления своими эмоциональными состояниями рассмотрены в дистанционном курсе "Психофизиология". Его можно изучить в составе программы "Психология" или по индивидуальному учебному плану.

Также смотрите:

Выработка эмоциональной устойчивости
Поддержание эмоционального тонуса
Тренировка нервов и чувств

COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр
Прежде всего подумайте, что мешает вашему психологическому комфорту? Запомните пять заповедей, помогающих в жизни и работе.

1. Проснитесь для себя. Если вы все время отдаете только делу, то вы являетесь мертвым, механическим человеком-автоматом. Вы не живете, а существуете. Помните, что вы живете в мире бизнеса, но не только для бизнеса.

2. Почувствуйте живой мир. Если вы забыли, как пахнет свежескошенное сено или журчит ручей, значит, ваши органы чувств застилает пелена другого, неживого мира — мира символов и цифр. Сотрите эту пелену и взгляните на живой мир не через призму денег, а через призму души.

3. Разделите ваше состояние дома и на работе. Большинство бизнесменов, выйдя из офиса, продолжают мыслить о бизнесе, то есть, по существу, вести деловую жизнь. Богатейший человек мира Аристотель Онассис повторял, что на работе нужно быть другим, чем дома. Если вы сможете разделить свое душевное «Я» на две половины, то останетесь хозяином своей души и никакие потери в бизнесе не сломают ее. Это гарантия вашего психического здоровья.

4. Активно работайте над собой. Если вы заметили, что ваше психическое состояние изменилось из-за усталости, ссоры или неприятных известий, постарайтесь как можно быстрее восстановить его. Лучше латать организм на ходу, чем ждать, когда он сломается. Ваша жизненная позиция по отношению к себе должна быть активной. Побеждает подготовленный. Лучше всего использовать распространенную среди японских бизнесменов философию созерцания и попытаться как бы не замечать стрессов, просто созерцать их. Запомните, в мире нет плохой погоды, есть только плохо воспринимающие ее люди. Действуйте — это один из лучших способов успокоиться.

5. Научитесь переживать кризисы бизнеса. Представьте себе, что ваш нынешний кризис — это болезнь вашего роста. Кризис исчезнет, а ваша жизнь продолжается. Как бы тяжело ни было, не поддавайтесь панике. И так ли уж велик ваш ущерб? А может быть, через год вы посмотрите на эту ситуацию иными глазами и скажете, что стоило все начать сначала? А через пять лет, возможно, она вообще не будет иметь для вас значения.

Упражнения

Предлагаемый российскими психологами психологический тренинг (в нашей модификации) выявит, насколько вы умелый и вдумчивый партнер в различных видах деловых контактов, и избавит вас от многих недостатков. Если то или иное упражнение дается с трудом, его надо многократно повторить. Вы прекращаете такого рода тренинг только после того, как исчезнет специфическое чувство: «мне это трудно». Психологический тренинг включает следующие упражнения:

1. «Улыбка бизнесмена». В каком бы настроении вы не проснулись, задержите взгляд на своем лице в зеркале и сделайте улыбку, которая будет привлекательной для вас и ваших партнеров. Если не получается, имейте в виду, что люди могут воспринимать вас как надменного или даже злого человека, не будут тянуться к вам. Вам, возможно, не удается общение на игровом уровне, а стало быть, вы бываете утомительно скучным. Разумеется, ваше право — оставаться таким, какой вы есть. Но тогда не сетуйте на недоброжелательность окружающих.

2. «Реальный бизнесмен». Расположите два зеркала так, чтобы увидеть себя в профиль. Заставьте себя не прихорашиваться: ссутультесь, не выпячивайте подбородок, подержите рот приоткрытым, взгляд рассеянным... Постарайтесь принять себя в этом непарадном виде. Трудно? Значит, не исключено, что вы не умеете реалистически оценить, каким вы видитесь вашим партнерам по бизнесу.

3. «Чтение чужих нервов». Во время приема, банкета приглядитесь к чьему-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается, значит, у вас, пожалуй, не деликатный взгляд, а это ограничивает возможности коммуникации. Следовательно, неназойливое изучение постороннего взглядом должно стать для вас обыденным упражнением. (Естественно, надо тут же отвести глаза, если вас заметили). Но это еще, так сказать, предварительная проба. Главное состоит в следующем: попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности. Тот, кто не умеет этого вообразить (основываясь на сиюминутном выражении реального лица), вероятно, не вполне понимает смену чувств и настроений на лице своих партнеров, подчиненных и особенно конкурентов.

4. «Ссора бизнесмена». При случайной ссоре (например, в ходе деловых переговоров) заставьте себя, правы вы или нет, спокойно произнести «виноват» или «извините», а затем замолчать, как бы ни ругался партнер. Разглядывайте пол, потолок, вид из окна. С точки зрения окружающих, кто молчит, ведет себя достойнее того, кто неистовствует, так что даже его компаньоны станут на вашу сторону... Не можете сдержаться? Значит, вы либо чересчур доминантны, либо слишком нервны. И то и другое — помеха общению. Дайте себе зарок: в течение месяца (или года) воспитывать у себя в подобных случаях спокойствие и выдержку.

5. «Шутка бизнесмена». Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. Тому, кто во время банкета наваливается на вас корпусом, скажите с улыбкой: «Я смотрю, вы ходите как слон». Интонацию этой реплики и свою мимику при произношении надо заранее отрепетировать перед зеркалом. Упражнение имеет обратную связь: если тон взят верный, партнер, как правило, подхватывает шутку. Если реплика не удалась, либо партнер настроен особенно агрессивно, возникает ситуация, описанная в предыдущем, четвертом, упражнении, и эту ситуацию вы можете использовать для тренировки и выдержки.

6. «Одобрение бизнесмена». Присмотритесь к тому, как работает какой-либо незнакомый человек, и заставьте себя выразить ему свое одобрение. Например, продавщице, быстро и умело режущей сыр, скажите с улыбкой: «Ловко это у вас получается». Не можете решиться? Должно быть, вы склонны к контакту масок (стандартизированный уровень общения) вместо эмоционального взаимодействия с партнером. Тон вашего одобрения должен быть не покровительственным, а дружелюбным и чуть завистливым (мне бы, мол, так уметь). Упражнение имеет обратную связь: на покровительственно-снисходительные нотки вам ответят кривой усмешкой, неприязненным взглядом или грубостью. Отсюда вывод: необходимо упражняться дальше.

7. «Чтение чужой души». В кругу приятелей дайте себе задание никого не перебивать и внимательно слушать говорящего. Слушая, размышляйте: «Почему он это говорит? Весел или притворяется? Грустен или делает вид? Имеет ли скрытую цель высказывания? Какую?» Вообразите, что он — это вы. Представьте себе, каким вы видитесь сейчас его глазами. Настройтесь при этом не осуждать человека и не искать черт своего «превосходства» над ним. Просто вникайте в его душевное состояние... Не выходит? Не удается выполнить собственное задание? Видимо, вы слишком поглощены собой и в беседе слушаете скорее себя, чем собеседника, но как только у вас начало получаться, вы увидите поразительные результаты — чужая душа перестанет быть для вас потемками.

8. «Отказ бизнесмена». В общении с приятелями испытайте свое умение отказать им в их просьбе. Например, вам предлагают: «Пойдем в ресторан», а вы, напустив на себя важный вид, отвечайте: «Это надо всесторонне обсудить. Зайдите завтра». Если собеседник выразит вам свое негодование, то перестаньте паясничать и ответьте всерьез. Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией. Так вы выигрываете небольшую паузу перед своим ответом в трудном диалоге. За время паузы собеседник проверяет себя: так ли уж ему требуется то, о чем он просит; у вас же за эти секунды складывается в голове наилучшая формулировка отказа, он прозвучит не обидно-приветливо, а спокойно. (Людей обижает не столько отказ, сколько раздраженный, враждебный тон отказа). Если это упражнение у вас не получается, вы, скорее всего, не умеете ответить «нет», не обижая, а значит, вынуждены идти на поводу у других (в частности, у манипуляторов). Еще один вариант упражнения на владение ситуацией: беседуя с другим бизнесменом на тему, не слишком важную для вас обоих, взгляните на часы и непринужденно скажите: «Извини, тороплюсь, договорим в следующий раз». С этими словами немедленно удалитесь.

9. «Расположите к себе». Если ваши деловые переговоры идут с трудом, попытайтесь постепенно перевести беседу о чем угодно на духовный уровень общения. Исходите из возможностей конкретного партнера. Допустим, он не склонен говорить о музыке или литературе, поскольку не разбирается в них, зато он неравнодушен к природе. Побудите его репликами, а главное — внимательным слушанием, чтобы он выразил свое отношение к обсуждаемой теме. Именно «поворот» к личному с оживлением воспоминаний и потаенных раздумий знаменует появление духовной «тональности» в ваших переговорах; попробуйте двинуться дальше по этому пути, в свою очередь делясь с партнером чем-то личным... Не умеете? Вы крайне плохо ведете переговоры. Есть опасение, что вы высокомерны и необоснованно теряете возможность быстрее и эффективнее заключить контракт.

10. «Анализ своего круга общения». Согласно древней мудрости, подлинное постижение душевной жизни других доступно лишь тому, кто одновременно связан приятельскими узами (именно приятельскими, а не должностными или семейными) хотя бы с одним: а) ровесником, б) человеком помоложе; в) значительно моложе; г) ребенком; д) человеком постарше; е) значительно старше; ж) стариком (или пожилой женщиной). Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни печально, многим приходится открывать для себя заново. Неспособность поддерживать приятельские отношения, например с подростком или со стариком, может говорить о косности и узости вашей настроенности на других, что, пожалуй, делает вас не слишком интересным собеседником в каких-то ситуациях.

Человек, которому без труда (или после периода упражнений) даются девять-десять из приведенных двенадцати упражнений, может считать свои нервы и чувства тренированными. Более того, он увидит, что такие кажущиеся на первый взгляд мелочи резко двинули его бизнес в гору.

Эксперт Вячеслав Николаевич Панкратов, профессор, руководитель программы "Психология успеха и эффективного управления".


Овладение силой мысли — очень увлекательное и тонкое занятие. Каждая наша мысль воздействует на нас. Крепость нашего тела, интеллект, успех в жизни и радость, которую мы даем другим людям, — все зависит от природы и качества наших мыслей.

Крайне важно помочь себе всесторонне понять деятельность энергии мысли, освоить технику ее контролирования, овладеть методом воплощения благотворных идей в жизненную реальность. Мы можем использовать силу мысли в тысячу раз эффективнее и убедимся в том, что мысль способна творить чудеса.

Вы есть то, что вы о себе думаете

Мысль — это сигнал мозга, пучок энергетических колебаний. Когда вы отвлечены и рассеяны, эти сигналы не имеют смысла. Но если вы собраны и бдительны, те же сигналы открывают перед вами неограниченные творческие горизонты. Разум — это тонкая форма физического тела. Физическое тело — это внешнее проявление мыслей. Поэтому когда сознание осуществляет свою деятельность, тело также находится в работе.

Тело неразрывно связано с сознанием. Пожалуй, можно сказать, что тело — это двойник сознания. Если вы ощущаете боль в теле, это тотчас же сказывается на вашем сознании. У вас нарушается работа мысли, разум приходит в возбуждение, смятение и беспокойство.

Если вы ощущаете депрессию, то тело тоже перестает нормально функционировать. Если вы наслаждаетесь здоровыми мыслями, вы сохраняете прекрасное здоровье. Если ваше сознание сосредоточено на нездоровых мыслях — мыслях о больных тканях, о слабых нервах, о нарушенной жизнедеятельности органов, даже не надейтесь на здоровье, красоту и гармонию.

Тело находится под особым контролем сознания. Оно следует за сознанием и подражает происходящим в нем переменам. Механизм здесь таков: каждая перемена мысли рождает отзвук в ментальном теле, активизирует деятельность мозга. Эта активизация нервных клеток вызывает в них множество электрических и химических импульсов, которые передаются в органы и ткани в виде управляющих воздействий и изменяют их функцию. Все эти изменения порождаются мыслительной деятельностью.

Мы превращаемся в образ того, о ком мы думаем

Глубокая страсть, ненависть, продолжительная горечь ревности, разъедающее душу беспокойство и вспышки раздражения реально разрушают клетки тела и приводят к болезням сердца, печени, почек, селезенки и желудка.

Каждая клетка тела страдает или растет, получает импульс жизни или импульс смерти от всякой мысли, возникающей в сознании. Этот факт заслуживает особого внимания и осторожности, так как вы склонны превращаться в образ того, о чем вы больше всего думаете.

Поистине, тело — это воплощение ваших мыслей, настроения, убеждения и эмоций, которые стали видны невооруженным глазом.

Наши клетки «прислушиваются» к нашим мыслям и изменяются сами

Невозможно выделить хоть одну мысль или чувство, которые бы прямо или косвенно не сказывались на состоянии организма. Наши клетки постоянно прислушиваются к нашим мыслям и изменяются с их помощью. Это означает, что нельзя с уверенностью отделить биологию от психологии. Воспоминание о неприятностях, которое является всего лишь течением мыслей, вызывает те же разрушительные гормоны, что и само неприятное воздействие.

Если мы изменили собственное восприятие, изменятся и ощущения нашего тела

Если внимание сосредоточено на одном и том же наборе мыслей, вырабатывается стереотип мышления, то есть формируется колея, по которой энергия мысли мчится автоматически. Мир, в котором вы живете, включая и ощущение вашего тела, целиком зависит от того, как вы привыкли его воспринимать. Семена этой новой парадигмы были посеяны еще Эйнштейном, Бором, Айзенбергом и другими пионерами новой физики, которые поняли, что принятый способ видеть мир далеко не единственный. Хотя вещи и кажутся реальными, нет никаких доказательств существования реальности, независимой от наблюдателя. Нет двух таких людей, которые воспринимали бы Вселенную абсолютно одинаково. Каждое мировосприятие порождает свой собственный мир. Если вы измените само восприятие, то изменится и ощущение вашего мира и тела.

Импульсы разума каждую секунду преобразуют ваше тело. Вы — не что иное, как сумма всех этих импульсов, и, изменив их направленность, вы измените себя.

Изменив собственные представления, мы меняем действительность, в которой живем

Как ни одиозно это звучит, но в осознании того, что вы способны изменить свой мир, включая ваше тело, просто изменив восприятие, есть невероятная свобода. То, как вы воспринимаете себя, сразу же вызывает в вашем теле безграничные изменения. Для примера: в России пенсионный возраст равен 60 годам у мужчин и 55 годам у женщин. За день до того, как работник достигнет этого возраста, он трудится на благо общества. На следующий день он уже находится на иждивении у общества. Медицинские результаты этого сдвига в восприятии бывают катастрофическими. В первые же годы после выхода на пенсию резко возрастает количество инфарктов и раковых заболеваний и здоровые до пенсии люди безвременно умирают. Ранняя смерть после выхода на пенсию обусловлена тем, что в восприятии человека кончились дни, когда он мог быть полезен. Это всего лишь представление, но для того, кто в этом убежден, оно оборачивается болезнью и смертью. Для сравнения: в обществах, где пожилой возраст не помеха труду, старики остаются необычайно бодрыми. Они чувствуют себя и двигаются с легкостью, какую редко встретишь у наших пожилых людей.

Итак, проникнитесь мыслью, что единственная вещь во всем мире, которой вы располагаете в свободном и чистом виде, — это ваши представления. Когда меняются представления — меняется действительность, в которой живет человек, меняется он сам.

То, каким — молодым или старым — видит себя человек, прямо сказывается на процессе старения

Это было блестяще продемонстрировано в 1979 году психологом Элен Лэнджер и ее коллегами по Гарварду, которые заметно изменили старение группы пожилых мужчин, произведя в их осознании небольшой, но плодотворный сдвиг. Эксперимент описан доктором Д. Чопра в его книге «Нестареющее тело, вечный дух».

Испытуемых в возрасте 75 лет и старше поселили в загородный коттедж на недельный отдых. При этом для них было введено одно странное ограничение: им не разрешалось брать с собой газеты, журналы, книги и семейные фотографии, выпущенные после 1959 года. Смысл этой необычной просьбы стал очевиден, когда они прибыли на место. Коттедж был оборудован в полном соответствии с модой и традициями 20-летней давности. Вместо журналов 1979 года на столах лежали выпуски за 1959 год. Музыкальные записи тоже были только того времени, и в соответствии с этим смещением людей попросили вести себя точно так же, как 20 лет назад. Все беседы должны были относиться к событиям и людям тех лет. Любая деталь их жизни на природе была рассчитана так, чтобы они чувствовали, выглядели и вели себя, словно им немного за 50.

За это время команда Лэнджер проводила расширенное измерение биологического возраста испытуемых, общий профиль которого составлялся из измерений физической силы, осанки, быстроты восприятия, познавательной способности и памяти наряду с исследованием зрения, слуха и вкуса.



Гарвардские исследователи изменили обстановку, в которой испытуемые воспринимали себя. То, каким — молодым или старым — видит себя человек, прямо сказывается на процессе старения. Это и легло в основу эксперимента, результаты которого оказались замечательными. По сравнению с другой группой, которая тоже жила в коттедже, но в условиях реального времени, в экспериментальной были обнаружены значительные улучшения памяти и ловкости рук. Люди стали более активными и самостоятельными, они вели себя скорее как 55-летние, нежели как старики, хотя до этого многие пользовались услугами младших членов семьи в своих ежедневных потребностях.

Но наиболее выдающиеся изменения произошли в тех аспектах старения, которые прежде считались необратимыми. Беспристрастные судьи со стороны, которых попросили сравнить вид испытуемых до и после эксперимента, определили, что их лица выглядят явно моложе. Измерения длины пальцев, которая обычно сокращается с возрастом, показали, что они удлинились. Суставы стали более гибкими, а осанка начала исправляться. Как показали данные силомера, мускульная сила увеличилась, зрение и слух обострились.

Необратимость старения организма может быть устранена психологически

Профессор Лэнджер своим исследованием доказала, что так называемые необратимые изменения в старости могут быть устранены путем психологического вмешательства. Она опровергла старую парадигму, учившую нас, что время объективно. На самом деле наши тела подчиняются субъективному времени, определяемому воспоминаниями и внутренними ощущениями.

Лэнджер сделала этих людей путешественниками во внутреннем времени. Они психологически отправились на 20 лет назад, а их тела последовали за ними. Механизм, который здесь сработал, называется внушением, а точнее — самовнушением.

Осознанное самовнушение — основной инструмент психической саморегуляции

Понятие «самовнушение», которое многие считают относительно недавним, на самом деле старо как мир. Ново оно потому, что до последнего времени его мало изучали, а старо потому, что существует с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом и в зависимости от обстоятельств порождает как чрезвычайно полезные, так и печальные последствия. Изучение этой силы важно для каждого из нас.

Уяснив возможность сознательно применять самовнушение, вы прежде всего избегаете опасности вызывать в себе и других дурные изменения, последствия которых могут быть опасны и гибельны. Наряду с этим вы приобретаете возможность сознательно способствовать возникновению благих изменений, благодаря которым освобождаетесь от телесных недугов и обретаете душевное равновесие.

В нас одновременно живут «Я-сознательное» и «Я-бессознательное»

Тот, кто хочет правильно понять явление самовнушения, должен уяснить, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны, но в то время как одно из них сознательно, другое — бессознательно. Именно поэтому существования второго мы обычно не замечаем. Между тем убедиться в его постоянном присутствии вовсе не трудно: достаточно присмотреться к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведем несколько примеров.

Если вы пойдете по улице в состоянии рассеянности, независимые центры вашего мозга будут продолжать сообщаться с внешним миром, выискивая опасность, отвечая адекватными действиями на мгновенное наблюдение. Сотни вещей, на которые вы не обращаете никакого внимания, — дыхание, пищеварение, рост новых клеток, очищение от токсинов, сохранение гормонального равновесия, расширение и сокращение зрачков, понижение и повышение кровяного давления, поддержание неизменной температуры тела, удержание равновесия при ходьбе, обеспечение кровью тканей и органов, восприятие движений и звуков в окружающем мире — продолжаются непрерывно и автоматически.

Таким образом, ваше бессознательное «Я» посредством нервной системы оказывает решающее влияние на деятельность всех ваших органов. В результате можно наблюдать явления, кажущиеся на первый взгляд совершенно невероятными: вашему бессознательному «Я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или что вы испытываете то или иное ощущение, как этот орган действительно начинает работать соответствующим образом, и вы действительно получаете это ощущение.

Нашим бессознательным «Я» управляет собственное воображение

Бессознательное «Я» заведует не только работой всех ваших органов, но и управляет всеми вашими поступками, чем бы они ни вызывались. В основе механизма управления лежит воображение. Именно воображение служит двигателем всех ваших поступков — часто даже вопреки вашей воле.

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Большинство принимает это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Подтверждением этому служит классический пример, описанный еще Эмилем Куэ в работе «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой». Перед своими испытуемыми он клал на пол длинную доску шириной 25 сантиметров и предлагал по ней пройти. Само собой разумеется, каждый легко проходил по доске от одного конца до другого и при этом ни разу не оступался.

Затем Куэ изменял условия опыта и внушал испытуемым, что та же доска соединяет в виде мостика две крыши высотных зданий. В этом случае никто из них не сумел сделать по такому мостику и несколько шагов. Найдется ли среди наших читателей хоть один, кто отважился бы на такой поступок в реальности? Вероятнее всего, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Однако почему же вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто потому, что в первом случае вы представляете себе — воображаете, — что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.
Приходилось ли кому-нибудь из наших читателей, увлекшись, заплыть так далеко в море, что берег становился едва виден, и вдруг почувствовать подсобой огромную глубину? Что рисовало вам тогда воображение и как вы себя чувствовали?

Бессознательное «Я» способно подчиниться нашему разуму

Воображение бессознательного «Я» можно сравнить с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него человека. Поток этот кажется неукротимым. На самом же деле вам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют; тогда вы сумеете направить его в нужное русло, поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.
Для этого необходимо, во-первых, убедиться, что это возможно, а во-вторых, узнать способ, как осуществить это в действительности.
Этот способ — осознанное и контролируемое самовнушение.

Каждая из так называемых автономных функций организма, например дыхание, сердцебиение, пищеварение и гормональная регуляция, может контролироваться сознанием. Используя взаимосвязь тела и разума, можно натренироваться произвольно изменять кровяное давление.
                                                                                                                  главная

Hosted by uCoz