В Интернете достаточное количество материалов для индивидуального выбора. |
||||||||||||||||
на этой странице:
1. Избавление от нежелательных эмоций - Переход в нейтральное состояние. 2. Факторы, влияющие на возникновение и характеристики стресса 3. О депрессии и средствах ее преодоления 4. Интересные ссылки |
||||||||||||||||
Избавление от нежелательных эмоций - Переход в нейтральное состояние.
этот способ "нейтрализации" эмоций освоить
гораздо легче, и доступно это абсолютно всем. Он не требует актерского
таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным
представлением другой эмоции, ее вытесняющей, а переходом в нейтральное
состояние - покой, отдых, расслабление, в котором вообще никаким
отрицательным эмоциям нет места. Этот способ представляет собой четкую
технологию, опирающуюся на теорию эмоций Джеймса- Ланге, и позволяет
погасить неприятную эмоцию, воздействуя на доступное нашему влиянию,
уязвимое звено в ее развитии - ощущения, связанные с собственным телом.
Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам
отделиться от нее, наблюдая собственную эмоцию как бы со стороны, а затем
и убрать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же
можно справиться, опираясь на "три кита":
Упражнения для развития соответствующих практических навыков:
#
Самонаблюдение,
или Как
лучше
всего
подглядывать за
собственной
тенью
Итак, о самонаблюдении, или самоосознавании.
Почему этому навыку нужно учиться, ведь это так естественно, так просто -
ощущать собственное тело, улавливать изменения, происходящие в нем,
связанные с эмоциями... Учиться самонаблюдению все-таки необходимо. Дело в
том, что объем нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени
мы получаем массу информации как извне, так и изнутри - из нашего
собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек
зачастую буквально не замечает, что живет в собственном теле. Ощущения,
связанные с приемом пищи, вдыханием табачного дыма... да еще если
где-нибудь что-нибудь заболит, если тело само напомнит о себе - вот и весь
небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного
человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он
полагался на них, на свое "шестое чувство", в суровой борьбе за выживание.
Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное
тело, т.е. воспринимать телесные ощущения в своем сознании. Для этого
рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых - сосредоточить
внимание на том, к чему Вы давно привыкли, на что перестали обращать
внимание - ощущения собственного тела - с таким же любопытством, как в
раннем детстве, когда Вы только знакомились со своим телом, с его
внутренним языком - языком не слов, а ощущений, и когда, к примеру, тянуть
в рот большой палец правой ноги, лежа в коляске, было не только приятным,
но и увлекательным занятием. Вырастая, человек не только приобретает
жизненный опыт, но и теряет кое-что полезное - естественность,
непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко
проявляющихся в способности играть (эта способность нам очень пригодится
при выполнении вполне серьезных упражнений) и наконец, способность
радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Будем же,
уважаемый читатель, как дети, в те краткие минуты наедине с собой, которые
посвящаем отдыху от проблем (и выполнению наших упражнений). Этот "возврат
в детство", или временный возврат к тому состоянию нервной системы,
которое свойственно маленькому ребенку, оказывает замечательное
целительное действие, помогая организму освободиться от последствий
стрессов. По сути, это научение человека возврату к своему природному
естеству, умению управлять собственным организмом, которое составляет
основу современных методов психологической саморегуляции (упомянем в
частности метод
Ретри).
#
Упражнение
"Знако Упражнение предназначено для тренировки умения
наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения,
наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта
наблюдения используем, естественно, собственное тело - кисть правой руки
(для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых
движений, подготавливающих "материал" для Вашей последующей работы,
обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не
заметить. 1. Соединить кончики пальцев обеих кистей,
прижать их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите
с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую
резиновую грушу, находящуюся между ладонями, или как бы накачивая нечто в
пространство между ладонями, имитируя работу насоса. Теперь - внимание и еще раз внимание! Положите
ладони симметрично на колени. Направьте все внимание на внутренние
ощущения - все внешнее при этом как бы на время перестает для Вас
существовать. Сконцентрируйте внимание в правой ладони. Прислушайтесь к
своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:
Представьте, что Ваше тело ожило и движется по собственной воле, независимо от Вашего желания. (Нередко наблюдается непроизвольное сгибание пальцев, подъем, "всплывание" рук, а иногда и более развернутые движения). Продолжайте наблюдать за ощущениями безотрывно, как бы погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях "самые тонкие изменения", по выражению Дж. Ленарда, ибо ощущения никогда не остаются строго постоянными и неизменными; важно только удерживать, концентрировать на них внимание, чтобы заметить эти изменения. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять упражнение достаточно долго - не менее 8-10 минут, а если хватит терпения, то и еще дольше....
|
||||||||||||||||
Факторы, влияющие на возникновение и характеристики стресса
Самоопределение:
Самооценка как и во что ценит себя; Способность к принятию себя или
происходящего; Уверенность в себе; Способность видеть себя объективно
всесторонней оценке себя и
окружающей среды; Слагательные успеха – ценности, особенности
предыдущего опыта, культуры, травмы, семьи, окружения Компоненты стресса, связанные с изменением в системе организма, Агрессия, раздражение, злость, нетерпение, суетливость Реакция тела на эмоциональное состояние: Изменения в функциях вегетативной системы (сосуды); Пульс, давление,
Все имеет прямую зависимость от мыслей и воли
Возможности человека: к борьбе, к ускорению, к торможению; ответная
реакция на неожиданную проблему и способности к восстановлению Мускульная ответная реакция на стресс: на лице – тики, жевание, сокращение мускул, мышц ,боль в спине, Центральная нервная система: контроль над мускульной системой скелета; сокращение большее, чем функционально необходимо; спазмы и прочие проблемы; чувствительность; температура Эндокринная система: Гормоны в состоянии готовности к битве\травме; Следственные ответные реакции
Дыхательная система: Вентиляция – снабжение кислородом \необходимость
дополнительного кислорода; Гипервентиляция – задержка и частота дыхания Иммунная система: Депрессия снижает функции иммунной системы, затормаживая ее действия Физиологические связи между событиями и стрессом, и реакцией на стресс Концепция гомеостазиса\Поддержание постоянного внутреннего состояния Способность\управление способностью возвращаться в стабильное нормальное состояние Тело-термостат -----дрожь, пот, озноб или норма Голод или жажда как ответная реакция на недостаток(вследствие стресса) необходимых элементов или как порождение стресса Сахар в крови и баланс инсулина
Возникновение – реакция мгновенная организма как сигнал к возникновению проблемы для тела\может вызвано быть мыслью или внешними раздражителями и стимулировано )— Сохранение проблемы – реакция гормональной системы для подавления и преодоления стресса без последствий для тела Усталость – продленные переживания, упадок сил, ломка Ежедневные эмоциональные взлеты и спады Вход. Выход. Ответные реакции и посредники Адаптация к частоте, сложности и составляющих реальных и воображаемых событий Расслабление: Замедление метаболизмов; Снижение мускульного напряжения Патологии и дисфункции, вызванные стрессом: Возможные физ. дисфункции; Гипернапряжение; Сердечно-сосудистой системы дисфункции; Головные боли; Рак; Артриты; Заболевания дыхательных путей; Колиты; Язвы; Проблемы, связанные с нерасслабляющимися мышцами Стресс и эмоции Возникновение и взаимовлияние Связи между образом жизни, моделями поведения и стрессом (причины, устойчивость, способности, реакции) Как стресс провоцируем диетой Преувеличенная активность, подъем----поведение может быть изменено Кофе; Сахар; Жирная пища; Содиум; Алкоголь; Никотин.... Др хим препараты и продукты, влияющие на физ и эмоц состояние Витамины, недостаток которых сопровождает стресс: С, комплекса В и витамин Д |
||||||||||||||||
Ссылки: ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ВНУТРИ НАС. Луиза ХЕЙ «Возврат в детство» как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри Автор: М.Е.Сандомирский "TO SOOTHE YOURSELF " Steve and Kim Burns |